Зачем в старых фотоаппаратах была нужна гармошка и 8 самых известных советских моделей

Помните эти громоздкие сооружения на штативах, напоминающие аккордеон своими мехами? В совсем старых моделях еще под тряпочку нужно было прятаться.

Я хоть только в кино такие видел, но заинтересовался: зачем вообще нужна эта гармошка? Удобно вообще было пользоваться такими аппаратами?

Самый большой в мире фотоаппарат с гармошкой (увы, не советский)

И вот сегодня я решил с вами поделиться моим мини-расследованием на тему таких камер. Поговорим о советских моделях.

Зачем и для чего нужна «гармошка»

«Гармошка» по-другому называется фокусировочный мех. Он обеспечивает плавную смену расстояния между объективом и блоком с кассетой.

«Гармошка» позволяет исправить перспективные искажения, которые могут возникать при специфических видах съемок (например, архитектурной), а при макросъемке гармошка заменила удлинительное кольцо.

Давайте поговорим о советских «гармошках», ведь их было немало выпущено. Это и «Фотокор», и «ЭФТЭ», и «Ученик». Но мы подробнее остановимся на таких популярных моделях, как «Москва», «Ученик» и «Момент».

Москва – 1,2,3,4,5

Всего было выпущено 5 моделей с 1946 по 1960 на Красногорском механическом заводе. На самом деле кардинальных отличий между моделями нет. Производство каждой новой модели «Москвы» — совсем небольшой шаг.

Москва-1
Москва-2

Например, у М-4 есть 2 варианта, и как раз второй послужил началом для последней модели – М-5. Отличие в более прочном и жестком корпусе.

Москва-3

М-2 стала базой для модели М-4. Их основное отличие – наличие синхроконтакта: в старшей версии его нет, в младшей есть.

Москва-4
Москва-5

У всех камер «Москва» объектив снять нельзя, затвор центральный. 1,3 модели шкального типа, а 2,4,5 дальномерного. Кстати, прототипом для «Москвы» были немецкие фотоаппараты фирмы Zeiss Ikon. В качестве фотоматериала везде фотопластинка.

Фотопластинка – светочувствительный слой на подложке из стекла.

Считался профессиональным фотоаппаратом из-за хорошей резкости кадра, детализации и большого размера негатива. Но, к сожалению, в конце 50-ых пришла пленка, которая «подвинула» его на рынке.

Ученик

Фотоаппарат выпускался ГОМЗом. Существует 2 модели «Ученика»: довоенная и послевоенная. Отличия между ними значительные.

Первый выпущен в 30-е гг. и представлял собой обычный ящик, состоящий из 2 коробок из картона.

Аппарат абсолютно примитивный: установка экспозиции вручную (было лишь одно значение диафрагмы), затвора вообще нет, фокусировка по матовому стеклу, а объектив из одной линзы.

Довоенная модель

В 1952-1954 выпускались усовершенствованные модели. Появился центральный затвор, видоискатель, объектив Триплет «Т-26». Выдержка: 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/200 и «В». У диафрагмы тоже увеличились возможности и значения: 6,8; 8; 11; 16; 22.

Как и «Москва», послевоенный «Ученик» переносил изображение на фотопластинку. Кстати, этот фотоаппарат создан на основе «Момента».

Послевоенный «Ученик»

Момент

Название уже говорит об особенности фотоаппарата. Создан «Момент» на основе американской новинки фототехники «Polaroid Land 95». Отечественная модель выпускалась с 1952 по1954 годы.

«Момент»

Аппарат предназначался в основном для съемок, когда нужно было получить снимок «здесь и сейчас». Кстати, экспозиция выставляется вручную, а если настроить ее слегка неточно, то рискуете потерять снимок. То же самое и со съемкой в холода и морозы.

«А конкретнее характеристики узнать можно?» – спросите вы. «Да пожалуйста!» – отвечу я. Выдержка: 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/200 и ручная установка.

Значения диафрагмы: 6,8; 8; 11; 16; 22. Синхроконтакта нет. Затвор центральный. Вес аж 2 кг! Машина впечатляет, не так ли?

Вот знаете, когда я читал статьи про первые фотоаппараты, про техническое оснащение, то удивлялся, насколько 20 век потрясающий. Ну серьезно.

Все фоточки в соцсетях сейчас только благодаря открытиям того времени. Я безумно рад, что сейчас, в 21 веке, я могу сходить на фотосессию с семьей или снять себя на камеру на смартфоне.

А фотошоп? Вы видели, какие чудеса можно там вытворять?!

В общем, у меня столько мыслей. Эти первые фотоаппараты – это такая вещь, которую хочется изучать, но еще больше потрогать руками, ощутить, так сказать, всю прелесть оборудования.

Вас когда-нибудь посещали такие мысли? Не важно: о прорыве в фотографии и технике, или в искусстве, науке и т.д. Поделитесь в комментариях своими рассуждениями, эмоциями.

И подпишитесь на мой блог – кнопка чуть ниже!

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector