Ходили в ванную чтобы посмотреть что отсняли, а не только помыться: рассказываю каким приключением была печать и проявка фотографий еще 20 лет назад

Недавно, во время очередной фотосессии, поймал себя на мысли: как же теперь все просто. Нажал на кнопку – и сразу видишь, что получилось.

Вставил флэшку в компьютер или подключил к нему камеру – все снимки перед тобой. Еще раз нажал на кнопку – и можно печатать выбранные кадры.

А вот в СССР проявка и печать снимков были долгими и трудоемкими, причем фотограф до последнего не знал, что у него получится. Чтобы вы все поняли, как нам повезло, хочу описать этот процесс.

Процесс проявки

Отснятую пленку в полной темноте извлекали из кассеты, закручивали вокруг спирали внутри «бачка». Он чаще всего изготавливался из не пропускающего свет карболита.

По окончании процесса, уже не вслепую, в емкость наливали проявитель.

По истечении 8-10 минут его сливали (жидкость можно было использовать повторно), заменяя обычной водой, чтобы смыть остатки химиката.

После этого внутрь заливали фиксатор, он же закрепитель, благодаря которому изображение на свету не «сползало» с пленки.

Процесс фиксации растягивался на 15-20 минут, после чего снимки вновь промывали в воде, слив закрепитель. Пленку извлекали из бачка – и сразу становилось понятно, удался кадр или нет.

Что за реактивы и материалы использовались

Если не хотелось заморачиваться, готовый жидкий проявитель и фиксатор можно было приобрести в магазинах фототоваров.

Однако «народные умельцы» изготавливали их самостоятельно из специальных порошков, тщательно отвешивая их на аптечных или лабораторных весах.

Так получалось намного выгоднее – стоили порошки буквально копейки, обладали практически неограниченным сроком годности.

В отличие от них, готовые проявитель и фиксатор портились примерно через месяц.

Процесс печати и какое оборудование требовалось

Для того, чтобы напечатать фото, в СССР чаще всего закрывались в ванной. Вкратце алгоритм действий был таков:

  1. Включить в розетку фотоувеличитель, превращающий негативы диагональю 35 мм в снимки, на которых что-то можно рассмотреть без лупы. Он всегда продавался вместе с объективом, также в комплект входили красная лампа, рамка для коррекции размера снимка и композиции в кадре.
  2. Зажечь фонарь, налить в отдельные ванночки готовые растворы проявителя, закрепителя, жидкость для промывки. Желательно, чтобы емкости были разные, иначе их легко было перепутать.
  3. Положить «в шаговой доступности» сами негативы, пачку бумаги для печати фото, щипцы.
  4. Лист бумаги эмульсией вверх положить на поверхность увеличителя, поверх – кадрирующую рамку. Закрепить над ней негатив.
  5. Регулируя высоту и положение негатива с помощью кронштейна, найти желаемый масштаб и композицию снимка. Включить встроенную в увеличитель лампочку, чтобы произошла экспозиция с негатива на пленку.
  6. Далее действовать, как с пленкой, поочередно окуная теперь уже лист фотобумаги в проявитель, раствор для промывки, фиксатор и снова промывая.
  7. «Навести лоск» с помощью глянцевателя. Еще мокрые фото по одному укладывались между двумя тонкими листами металла, отполированными до зеркального блеска, и раскатывались резиновым валиком, чтобы не было «морщин». Прибор включался в сеть, листы нагревались, снимки быстро высыхали, поверхность начинала слегка блестеть.
  8. Обрезать края листа бумаги резаком.

Как отличался процесс проявки и печати в СССР от остального мира в те времена

Советская фотопленка продавалась не в кассетах, а в упаковках из не пропускающей свет бумаги черного цвета. Поэтому перед тем, как вставить кассету в фотоаппарат, нужно было выполнить практически «акробатический трюк».

Разрезав упаковку, из нее вынимали пленку, накрутив ее на бобину. Эту «катушку» вставляли в кассету, заряжая ее в сам аппарат. И все это – в полнейшей темноте.

Фотолюбитель был вынужден надежно запираться в ванной или проделывать все это, спрятав руки под толстым одеялом (или несколькими).

Реактивы высоким качеством не отличались. В них почти всегда попадались «крошки», иные посторонние вкрапления. Поэтому, приготовив рабочий раствор, его требовалось фильтровать.

Использовали для этого сложенную в 2-3 раза марлю или специальные бумажки из наборов «Юный химик».

Сейчас любой, кто имеет смартфон, может почувствовать себя фотографом. Но того волнения, которое ощущали те, кто снимал на пленочные фотоаппараты в СССР, проявляя и печатая снимки, нам не понять.

Советские фотолюбители ходили в ванную не только помыться, умели выполнять все необходимые операции в полной темноте или при тусклом свете красного фонаря.

А у вас есть опыт съемки на пленочные фотоаппараты или проявки, печати таких снимков? Интересно было бы попробовать?

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector