Сбежал из СССР на новейшем самолете в 1976 году из-за бюрократии и пьянства командиров: фото-история летчика Виктора Беленко и что с ним стало потом

У меня есть знакомый, серьезно увлекающийся историей авиации. Недавно я услышал от него очень интересный рассказ о том, что в современных российских боевых самолетах существует так называемая «кнопка Беленко».

Знаете, для чего она нужна? В жизни не догадаетесь. Эта кнопка позволяет военным летчикам в определенных ситуациях стрелять по своим!

Ведь изначально истребители МиГ проектировались так, чтобы бортовой компьютер не позволял вести огонь по самолетам, выпущенным этой же авиастроительной компанией.

А после нашумевшей истории с Беленко решили все-таки ввести возможность отключить такое ограничение. Но сегодня не о кнопке, а о ее «изобретателе», жизнь которого получилась очень яркой и насыщенной.

Кто это такой, кем работал, кто его семья

Виктор Беленко родился в 1947 году в Нальчике, в среднестатистической для СССР семье рабочих. Когда мальчику было два года, его родители развелись. Ребенок переехал сначала к родственникам, затем – к отцу, который вновь женился.

Беленко с отцом в детстве.

Закончив среднюю школу, наш герой продолжил образование в вечерней. Там ему выдали направление в летное училище. В течение семестра он посещал клуб ДОСААФ, затем решил стать военным летчиком.

Соответствующее образование Беленко получил в Армавире. Закончив учебу, выполнял обязанности летчика-инструктора в аналогичном училище в Ставрополе. Состоял в КПСС, избирался сначала в бюро комсомола, затем – местного отделения партии, характеризовался исключительно положительно.

Служебное удостоверение будущего перебежчика.

Однако летчику не нравилось его положение, он желал служить в качестве именно боевого пилота. Начались конфликты с сослуживцами и командованием.

В результате он в 1975 году добился перевода на Дальний Восток, став старшим летчиком и получив «в свое распоряжение» истребитель-перехватчик МиГ-25П.

Почему решил сбежать и как совершил побег

Причины, толкнувшие Беленко на побег, до сих пор доподлинно не установлены.

Он был недоволен тем, что своевременно не получил очередное звание капитана по оплошности командования, вообще порядками в советской армии, например, бюрократией и пьянством командиров. Но это явно не единственный повод.

Решение навсегда оставить родину Беленко осуществил 6 сентября 1976 года. В этот день ранним утром он и еще два летчика вылетели с аэродрома Соколовка для совершения рутинного тренировочного полета.

Тот самый МиГ, заполучить который США очень хотели.

Отстав от ведущего, он снизился до минимально возможной высоты, тем самым обойдя радары как советских, так и японских ПВО. После пересечения государственной границы Беленко вновь набрал высоту.

Здесь его незамедлительно засекли японцы, местные истребители были подняты в воздух по тревоге для перехвата.

Летчику не удалось с ними связаться, поэтому он вновь исчез с радаров. Топливо у него заканчивалось. Вопреки первоначальному плану, садиться пришлось не на военной базе Титосе, а на «гражданском» аэродроме в Хакодате.

Аэродром, на который Беленко пришлось экстренно сесть.

Посадочная полоса там оказалась слишком короткой. МиГ выкатился за ее пределы, но повреждений, за исключением взорвавшегося колеса, не получил. Выбравшийся из кабины Беленко несколько раз выстрелил в воздух.

А затем объявил собравшимся на шум, что просит политического убежища в Японии.

Через несколько минут после приземления в Японии.

Местные власти ему в этом отказали. Зато США были очень даже не против. Уже через 3 дня Беленко оказался в Штатах с разрешением на получение постоянного гражданства за личной подписью тогдашнего президента Джимми Картера.

Реакция советских властей на побег

Официальной реакции советских властей пришлось ждать долго. Пресс-релиз ТАСС появился только 28 сентября. В нем утверждалось, что посадка Беленко в Японии была вынужденной, а сам летчик – переправлен в США вопреки его воле.

Япония обвинялась в «недружественных» и «противоречащих нормам международного права» действиях по отношению к Союзу.

Почти сразу (прошло 20 минут) опубликовали уточнение. Обстоятельства посадки в нем квалифицировались как «невыясненные». Версия совершения Беленко побега именовалась «ложью» и «пропагандой».

В тот же день на пресс-конференции выступили супруга и мачеха Беленко. Они, заливаясь слезами, умоляли мужа и пасынка вернуться на родину. Было даже упомянуто, что «блудного летчика» помилуют.

Горе этих женщин, скорее всего, искреннее. А вот обещания советского правительства – вряд ли.

Одновременно СССР потребовал у Японии возврата самолета. Местные власти отказались, мотивируя это тем, что против летчика возбуждено уголовное дело о незаконном пересечении границы, а МиГ в нем – ценный вещдок.

Переговоры по этому поводу затянулись.

В итоге самолет все-таки вернули, но, разумеется, предварительно досконально изучили при участии специалистов из США.

Как выглядел и чем занимается сейчас

Виктору Беленко на данный момент 73 года. Он до сих пор живет в США. Слухи, распространенные советской властью (якобы вскоре после побега он погиб в автокатастрофе) не соответствуют действительности.

Беленко (справа) вскоре после бегства в США.

За 30 лет жизни в Штатах он успел вновь жениться на официантке из закусочной (не расторгнув брак в СССР) и развестись с супругой. У них родилось трое детей. Сейчас он живет один, в Калифорнии.

Его образ жизни можно назвать типичным для американского пенсионера.

Большую часть времени он прожил в Вашингтоне. Помимо сотрудничества со спецслужбами, он преподавал в военной академии. Затем открыл собственное дело (правда, без особого успеха).

Один из последних публиковавшихся снимков Беленко.

Виктор Беленко – не первый и не последний из тех, кто бежал из СССР. Однако его побег стал одним из наиболее масштабных по последствиям. Боевой летчик, которому было известно очень многое, активно сотрудничал со спецслужбами, получив политическое убежище в США.

А вы как считаете, можно ли оправдать такой поступок?

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector