Построены на века, а покупка была праздником: как выглядели 4 самых популярных советских велосипеда, которые возможно были и у вас

Неделю назад в сарае на даче совершенно откопал старый велосипед. Вытащив его наружу, заметил, что он, несмотря на пыль и грязь, выглядит на удивление прилично. Немного привести в порядок – и можно ехать.

Когда я рассказал о находке родителям, отец тут же понял, что это его «Орленок», подаренный ему на 10-летие. И начался настоящий «вечер воспоминаний», ностальгия по подростковым годам.

Ведь, как я быстро понял, для советского ребенка, не избалованного игрушками и развлечениями, такая покупка была целым событием.

И я решил выяснить, была ли какая-то альтернатива или найденный мной экземпляр – единственное, что предлагала советская промышленность.

Орленок

Производство того самого найденного мной «Орленка» началось в Минске, спустя 4 года после войны. Техническую возможность обеспечили трофейные немецкие станки. В Германии же был «позаимствован» сам концепт.

Орленок с «дамской» рамой назывался «Ласточкой», но о ней чуть дальше

Два года спустя производство переехало в Литву, конкретно – в Шяуляй. Там велосипед и получил название «Орленок» или «Эрелюкас» (Ereliukas).

Совершенствованием конструкции особо не заморачивались, небольшие изменения, затронувшие раму, были внесены только в конце 70-х годов.

«Орленок» был предназначен для мальчиков 7-14 лет. Сдвоенная рама первых моделей позволяла легко носить его на плече. Весил он всего 12,5 кг. Высота руля легко регулировалась.

Из недостатков отец сразу вспомнил постоянно слетающую цепь. В комплекте с велосипедом шли насос со шлангом, набор инструментов, «аптечка» для ремонта колес. Имелся багажник.

Велосипед был по-настоящему универсальным. На нем было можно кататься и по мостовым, тротуарам в городе, и по гравию, земле в деревне.

Теперь завод в Шяуляе выпускает современные велосипеды «Panther».

Аист

Бренд, существующий с 1947 года и успешно доживший до наших дней. «Аист» производится в Беларуси. Во времена СССР массово экспортировался в «дружественные» коммунистические страны.

Весил «Аист» 15 кг, некоторые модели предназначались для детей среднего и старшего школьного возраста. На багажник можно было нагрузить 7 кг. Седло было мягким, достаточно удобным.

Кататься можно было и по асфальту, и по пересеченной местности. В комплекте шел насос и катафоты.

В 2000 году был проведен ребрендинг, велосипеды стали носить название AIST.

Сейчас ОАО «Мотовело» успешно сотрудничает с итальянскими специалистами, отвечающими за дизайн, и активно переносит производственные мощности в Азию.

Ассортимент велосипедов очень широк – есть городские, шоссейные, горные, BMX-модели. Существуют серии для детей и подростков разных возрастов – AIST Wiki, Kiki, Pluto.

Внимание «целевой аудитории» они сразу привлекают ярким дизайном, а родителей – надежностью и безопасностью.

Ласточка

Вторая и последняя модель, выпускавшаяся на том же заводе в Шяуляе, что и «Орленок». Производство началось немного позже, в середине 50-х годов. В оригинале велосипед носил название «Крегждуте» (Kregzdute).

«Ласточка» была специально предназначена для девочек той же возрастной категории (7-14 лет). Комплектация и технические характеристики были очень сходными c «Орленком».

И неудивительно, ведь ГОСТ был одинаковый.

От «Орленка» модель слегка отличалась конструкцией рамы. Также на «девчачий» велосипед устанавливался щиток на цепь и защитная сетка с сеткодержателем и крючками.

Школьник

«Школьник» был предназначен для учеников начальных классов (7-10 лет). Производство началось в 1956 году на том же заводе, который выпускал автомобили ГАЗ, и прекратилось уже после распада СССР (в 1993 году).

В 80-х велосипеды активно экспортировались в социалистические страны.

«Школьник» существовал в нескольких вариантах – с открытой рамой (только для мальчиков) и универсальный (для мальчиков и девочек). Ограниченным тиражом выпускались даже велосипеды со складной рамой.

Вес велосипеда составлял 9,5 кг. В комплекте шел багажник, выдерживающий нагрузку до 5 кг, и звонок. На колеса устанавливались крылья, на цепь – защитный экран. Высота руля и сиденья регулировалась.

Многое из того, что делали в СССР, славится своей «неубиваемостью». Те же велосипеды выдерживали десятилетия очень активной эксплуатации, часто успевали сменить 4-5 владельцев.

И многие из них до сих пор находятся во вполне приличном рабочем состоянии.

А вам знаком на практике какой-нибудь советский велосипед? Какие остались впечатления от катания?

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector