Пленки, реактивы и щипцы: что нужно было уметь и через что пройти, чтобы получить обычное фото в советское время

Пару дней назад я прогуливался по улице, и мое внимание привлекла интересная сценка – кот выслеживал голубя. Достав смартфон, я по профессиональной привычке сделал снимок.

И внезапно поймал себя на мысли: насколько все просто сейчас, и как трудно по сравнению с нами приходилось советским фотолюбителям. Я просто достал гаджет из кармана, коснулся экрана в нужном месте – и получил результат.

А при съемке на пленочный фотоаппарат «эпопея» начиналась с того, что пленку надо было вставить в кассету, саму кассету – в камеру, а готовые снимки – проявить и напечатать, до последнего не зная, что там выйдет.

Более детальным описанием того, что для этого требовалось, я и хочу поделиться.

Сам фотоаппарат и объектив

В СССР фотоаппараты, как ни удивительно это звучит, были представлены в очень широком ассортименте.

Имелись и модели, о которых «простые смертные» могли только мечтать, например, «Зенит-6» за 400 рублей, и те, что обходились дешевле похода в магазин за продуктами («Этюд» за 7 рублей).

«Зенит-6» – несбыточная мечта многих советских фотолюбителей и профессионалов.

Благодаря дешевизне (15-30 рублей) неизменно популярны были фотоаппараты «Смена-8М», «Смена-8», «Алмаз-103», «Зоркий-4».

Оптимальным по соотношению «цена-качество» можно признать зеркалку «Зенит-Е» (100 рублей, но это в самой дорогой комплектации).

Воистину «народный» советский фотоаппарат «Смена-8М».

Однако нужно отметить, что качество фотоаппарата и объектива сильно зависели от завода-изготовителя. В лидерах в этом плане были КМЗ, КОМЗ, ЛОМО, «Завод Арсенал». Явным аутсайдером можно признать БелОМО.

Наиболее популярные линейки советских объективов – «Гелиос», «Индустар», «Триплет», «Юпитер», «Волна», «Зенитар».

Лучшие образцы вполне могут работать и сегодня, ведь для их изготовления использовались высококачественное оптическое стекло и сплавы металлов.

Советские объективы 50-летней и более давности вполне можно использовать с современными фотоаппаратами – результат превзойдет все ожидания.

Пленка

Сейчас у каждого в компьютере, ноутбуке, «облачных» хранилищах можно найти тысячи снимков. Поэтому они как-то «обесцениваются» – можно сделать сотню кадров и потом сохранить парочку самых удачных.

А вот в советское время отношение к пленке всего в 36 кадров было диаметрально противоположным.

В СССР выпускалось несколько разновидностей пленки с разной светочувствительностью.

Кстати, ее нужно было не только купить. Она продавалась не уже намотанной на катушку, а запакованной в светонепроницаемую бумагу.

Поэтому сначала фотолюбитель вскрывал эту упаковку, наматывал пленку на бобину, вставлял ее в катушку, а саму катушку – в фотоаппарат. И все это нужно было проделать на ощупь, в полнейшей темноте.

Наматывать пленку начинающие фотолюбители учились на уже использованных катушках.

Оборудование для проявки

Для проявки фото требовалось не так уж много:

  • бачок со светонепроницаемыми стенками и спиралью для пленки;
  • ванночки или кюветы для реактивов;
  • сами химикаты (проявитель и фиксатор);
  • щипцы.

Все это можно было купить в любом магазине фототоваров. Там же, кстати, для «ленивых» предлагались уже готовые проявитель и фиксатор.

Но многие предпочитали делать их самостоятельно, смешивая покупаемые там же химикаты в порошкообразном виде.

В последнем случае можно было неплохо сэкономить. Срок годности у таких порошков был очень долгим, расходовались они понемногу, стоили копейки. Готовая жидкость была существенно дороже, портилась уже через месяц.

Оборудование для печати

Для того чтобы упаковать все оборудование, необходимое для печати снимков, фотолюбителю в СССР требовался небольшой чемодан. Как правило, такое оборудование продавалось в комплекте с фотоаппаратом. «Джентльменский набор» включал:

  • Фотоувеличитель, работающий от сети, с внутренней подсветкой. Он превращал негативы диагональю 35 мм в нормальные по размеру фото и позволял фиксировать изображение на бумаге.
  • Фонарь красного цвета. Без него в ванной было бы невозможно работать.
  • Кадрирующую рамку. Она была нужна для определения того, что останется на фото.
  • Штатив для регулирования положения негатива. Изменяя его, можно было менять масштаб и расположение композиции на бумаге.
  • Листы фотобумаги.
  • Те же реактивы, что и для проявки пленки (проявитель, закрепитель, фиксатор) и кюветы для них.
  • Щипцы (те же, что и для проявки пленки). Ими фото поочередно извлекали из нескольких ванночек с химикатами.
  • Глянцеватель для быстрой сушки снимков и придания им блеска (или их просто развешивали на бельевой веревке).
  • Резиновый валик для разлаживания мокрых листов бумаги в глянцевателе.
  • Резак для бумаги, чтобы убрать остатки листа.

Съемка на пленочный фотоаппарат – незаслуженно забытое в современном мире искусство.

Нам просто не понять тех чувств, которые испытывали советские фотолюбители, запираясь в темной ванной со всем своим оборудованием для проявки и печати снимков при тусклом свете красного фонаря.

А вам когда-либо приходилось снимать на пленочный фотоаппарат? Знакомы на практике с технологией проявки и печати фото? Или, может быть, было бы интересно попробовать?

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector