5 советских комбайнов, которые кормили весь СССР: фотоподборка как они выглядели

«Достижения» советского автопрома – больная тема для многих взрослых автолюбителей. Например, в моей семье практически у всех, кто успел посидеть за рулем таких машин, с ними связана какая-то история из разряда «было бы смешно, если бы не было так грустно».

Но по-моему, это только одна сторона медали. Ведь, помимо легковых машин, в СССР выпускалась иная техника. И здесь все было отнюдь не так трагично. Сегодня поговорим о советских комбайнах.

Комбайн СК-3

Название расшифровывается очень просто: «третья модель самоходного комбайна». На разработку машины были брошены силы всего таганрогского конструкторского бюро, возглавляемого Х. И. Изаксоном.

В итоге инженеры создали первый в Союзе комбайн, оснащенный гидроусилителем руля. Оценили его и за рубежом. Модель отмечена дипломом выставки в Брюсселе.

Производили комбайн в Таганроге, в течение 6 лет (1958-1964). За это время с конвейера сошли больше 169 тысяч экземпляров. Двигатель мощностью 75 л. с. и бункер (в него собирается зерно) объемом 1,6-1,8 м³ обеспечивали неплохую продуктивность.

Существовало несколько модификаций комбайна. Были варианты на гусеницах, «комбинированные» (с колесами и гусеницами) а также специализированные – для рисовых полей.

Комбайн СКД-6 «Сибиряк»

Практически все комбайнеры вспоминают этот двухбарабанный комбайн как отличную машину. Производили его всего 3 года (1981-1984) в Красноярске.

Модель отличалась повышенной пропускной способностью, высокой производительностью, надежностью, простотой технического обслуживания, большим (4,5 м³) объемом бункера.

Одновременно он был достаточно комфортен для водителя (имелись даже солнцезащитные жалюзи).

Существовало несколько его модификаций – с широкой колеей, для обработки черноземных и нечерноземных, рисовых полей. Специализацией определялось, будут установлены на машину гусеницы или колеса.

Комбайн «Енисей-1200»

Серийное производство стартовало в 1985 году в Красноярске. Модель ценилась комбайнерами за надежность, выносливость, «неубиваемость» и способность «очистить» даже труднодоступные участки поля.

Комбайн был оснащен техническими новинками – камнеуловителем, звуковой и световой сигнализацией, позволяющей водителю контролировать рабочий процесс, усовершенствованным молотильным устройством и копнителем.

Он мог выкашивать на поле полосы заданной ширины, вести выборочную уборку. Выпускалась как универсальная модель, так и ее модификации.

Первая при установке особых приспособлений могла превращаться в комбайн для уборки только определенных культур – подсолнечника, трав, бобовых, зерновых, крупяных.

Вариантами этого комбайна были модели с автономным устройством для домолачивания, для работы на нечерноземных, переувлажненных, рисовых полях.

Комбайн «Дон-1500»

Производился с 1986 по 2006 год на заводе «Ростсельмаш». Стал очень популярен во многих государствах, входивших в состав СССР, благодаря большому объему бункера (аж 6 м³) и высокой производительности (14 тонн/ч).

На комбайны устанавливались двигатели от разных моделей тракторов, но ширина молотильного барабана оставалась неизменной. Кстати, это отражено в названии: 1500 мм – это ширина молотильного барабана.

Помимо базовой модели, выпускалось несколько ее модификаций, обозначаемых дополнительными буквами. Был разработан специальный комбайн для уборки риса, работы в нечерноземной зоне, на полях с относительно большим уклоном.

На любой экземпляр можно было дополнительно установить копнитель, измельчитель и разбрасыватель.

Комбайн СК-5 «Нива»

Самый «массовый» советский комбайн, своеобразная «визитная карточка» этой отрасли промышленности. Разработкой также руководил Х. И. Изаксон.

Производство начато в 1970 году в Ростове, закончено в 2017 году. В последние годы модель сменила название на «Нива-Эффект».

Конструкция была классической, но очень надежной. На комбайн устанавливали двигатели от тракторов мощностью 100-120 л. с. Были варианты с колесами и на полугусеничном ходу. Управление – комбинированное (гидравлика+автомат).

Сельское хозяйство – одна из ведущих отраслей производства в Союзе. Поэтому логично, что она обеспечивалась лучшей техникой. Как вы уже поняли, к этой категории я причисляю и комбайны.

Инженерами-конструкторами постоянно разрабатывались новые модели и модернизировались уже имеющиеся.

А вам доводилось наблюдать в действии какой-нибудь из этих комбайнов? Или работать на нем?

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector