5 культовых фильмов, на которые в СССР не пускали до 16 лет

На днях договорились пойти в кино с друзьями. Один из них взял с собой сына. В итоге десятилетний ребенок, не отрываясь от экрана, смотрел фильм, явно не предназначенный для его возраста.

Тогда я, наверное, впервые задумался о том, что цензура придумана не просто так, и в ней все же есть что-то хорошее.

Разумеется, не стоит и «передергивать», как нередко было в СССР, когда гриф «дети до 16 не допускаются» присваивали по поводу и без. И я решил выяснить, что именно служило поводом для цензуры.

Вий

Вышедший в 1967 году «Вий» заслуженно считается первым советским хоррором, обеспечившим устойчивыми ночными кошмарами абсолютное большинство зрителей.

Несмотря на это, в 1968 году он уверенно вошел в топ лидеров проката. Сейчас, когда мы смотрим этот фильм, непонятно, что же там такого страшного.

Но в те годы, да еще и с непривычки, вероятно, это действительно смотрелось жутко.

Права на показ «Вия» даже удалось продать, причем не только дружественным социалистическим государствам.

Поэтому причина установления возрастного ценза в данном случае очевидна. Было просто решено, что для хрупкой детской психики все эти скелеты, упыри, черные кошки, летучие мыши, вороны и филины – это слишком.

Плюс прибавьте летающий гроб с панночкой и внешний вид самого Вия.

Хотя последний, на наш взгляд, выглядит, скорее, комично в совершенно несуразном и наверняка очень неудобном костюме из мешковины, гипса и с чем-то, подозрительно напоминающим елочные шары, на месте глаз.

Вий явно проигрывает злодеям и монстрам из зарубежных фильмов, но в СССР у него конкурентов не было.

Тутси

В СССР этот фильм, вышедший в 1980 году, переименовали в «Милашку». Успех комедии был просто невероятным. Но детей до 16 на нее не пускали. Хотя, на первый взгляд, зря.

История о том, на какие жертвы вынужден идти человек из-за своего неуживчивого и скандального характера, и о том, как он все сильнее запутывается в собственной лжи, страдая при этом, весьма поучительна.

Таких сцен, по мнению цензоров, советским подросткам видеть явно не стоило.

Скорее всего, причиной введения возрастного ценза послужило то, «под каким соусом» была подана эта, на самом деле поучительная, история.

Мужчина, носящий парики, женские платья, уверенно передвигающийся на каблуках и вообще, способный сойти за женщину, явно не вписывался в советскую идеологию.

Дастин Хоффман очень органично смотрелся в образе, по большей части из-за этого советское подрастающее поколение и не увидело фильм «Тутси».

Маленькая Вера

Поговорив об этом фильме с родителями, я выяснил, что взрослые на него в буквальном смысле слова ломились, рассчитывая увидеть на экране первую снятую в СССР обнаженку.

Выходили же из кинотеатров они со смешанными чувствами, практически оглушенные увиденной социальной драмой.

Нашумевшая роль в культовом фильме не принесла счастья сыгравшей Веру актрисе.

Вообще, сама идея о том, что женщина может решить быть счастливой и бороться за это, вместо того чтобы жертвовать всем во имя страны, строить коммунизм и надеяться на светлое пролетарское будущее, для многих оказалась настоящим шоком.

И уж точно, по мнению цензоров, не стоило показывать такого подрастающему поколению. Ведь опасная идея могла пустить корни в умах.

Кстати, с обнаженкой зрителей не совсем обманули. Откровенная (по тем временам) сцена, в фильме все же имеется. Это стало еще одним весомым доводом в пользу грифа «дети до 16 не допускаются».

Анжелика, маркиза Ангелов

Как известно, в СССР секса не было. Однако героиня серии романов Сержа и Анн Голон, перенесенных на экран с минимальными отклонениями от текста, одним своим видом его олицетворяла.

К этому нужно добавить еще и то, что маркиза достаточно часто и легко раздевалась в кадре (девушке, бесспорно, было что показать), откровенно флиртовала с «сильными мира сего».

Сцен интимного содержания в фильме тоже хватало. Детям до 16 фильмы об Анжелике увидеть не светило даже в урезанном виде.

Кое-что из ленты вырезали, но и оставшегося с лихвой хватило для того, чтобы запретить просмотр фильма детям до 16. Для взрослых же Анжелика стала по-настоящему культовой героиней.

Об этом можно судить хотя бы по тому, насколько популярно стало ее имя. Не только поведение, но и наряды Анжелики не отличались скромностью.

Детскую психику в СССР оберегали очень тщательно и бдительно, часто перестраховываясь. По сравнению с современными фильмами те советские, на которые не пускали до 16 лет, – эталон скромности и целомудрия.

Поводом для цензуры нередко служили совсем незначительные эпизоды.

А вы помните какие-то фильмы, которые в свое время не удалось посмотреть именно из-за возрастного ценза? Или получилось каким-то способом обойти запрет?

Пишите в комментариях, что вам запомнилось, и подписывайтесь на мой блог!

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector