4 легендарных трактора СССР, которые помогли вытащить советскую промышленность на мировой уровень в 1920-1950х

Вы сышали, что уже более 20 лет проводится международный конкурс «Трактор года»? Правда, российские компании там почему-то не участвуют.

Я не очень хорошо знаю, как сейчас себя «чувствуют» отечественные тракторные заводы, но если бы такой конкурс проводился во времена зарождения СССР, то наши тракторы точно бы стали победителями. И не раз.

В доказательство своих слов хочу рассказать о нескольких ранних моделях тракторов, ставших знаменитыми.

Фордзон-Путиловец

«Фордзон-Путиловец» (он же «Федор Петрович») – один из первых советских тракторов, без которого была бы невозможна коллективизация. Выпускался в Ленинграде в 1924-1932 годах на предприятии «Красный Путиловец». За это время собрано около 36 000 экземпляров.

Конструкцию советские инженеры почти полностью «позаимствовали» у модели Fordson-F производства Ford. Внешний вид – классический даже для современного трактора – задние ведущие и передние управляющие колеса.

Первые заметно больше вторых. Двигатель – керосиновый, маломощный (20 л. с.). Скорость варьировала в пределах 2,5-11 км/ч.

На трактор можно было навесить и руль, и другие приспособления для сельскохозяйственных работ. Он же использовался как «буксир» для другой техники.

Имелись у модели и весомые недостатки:

  • неустойчивость и склонность к опрокидыванию, особенно при сильном ветре;
  • постоянные проблемы с системой зажигания;
  • отсутствие крыльев на задних колесах (это было травмоопасно и для тракториста, и для тех, кто находился рядом с машиной).

Этот трактор часто изображался на почтовых марках, агитационных плакатах, открытках. Несколько экземпляров сохранилось до наших дней.

Универсал

«Универсал» – очень мощный по тем временам трактор. Выпускался в Ленинграде, на Кировском заводе в 1934-1940 годах. В 1944 году производство переехало во Владимир, в 1955 выпуск прекратился.

У него тоже был «прототип» – американский Farmall F-20 от International Harvester. Но на этот раз в конструкцию были внесены существенные изменения. Поэтому советский трактор может считаться самостоятельной машиной.

Одновременно было запущено производство 4-х модификаций с порядковыми номерами 1-4: для обработки соответственно полей с высокими и низкими сельскохозяйственными культурами, для работы в междурядьях и уборки хлопка.

СТЗ-5-НАТИ

СТЗ-5-НАТИ, он же для краткости СТЗ-5 или «Сталинец» – нечто среднее между гусеничным трактором и тягачом. Выпускался в 1937-1942 годах в Сталинграде.

До начала Великой Отечественной войны модель не была особенно популярной, но затем все изменилось.

Трактор со слегка модифицированным шасси превратили в тягач для гвардейских реактивных минометов БМ-8-16, более известных как «Катюша».

Одновременно увеличили число мест в кабине до двух, в кузове – до восьми, грузоподъемность платформы – до 1,5 тонн.

Всего было выпущено почти 10 000 экземпляров. Из них 2/3 – уже во время войны. Некоторые из них функционируют до сих пор и периодически участвуют в парадах Победы.

Беларусь

МТЗ «Беларусь» – серия универсальных, надежных и неприхотливых тракторов с порядковыми номерами 1-7. Первый МТЗ-1 был собран в Минске в 1953 году, МТЗ-7 – в 1958 году.

Конструкция классическая – переднее расположение кабины, большие задние колеса.

Тракторы оснащались дизельными двигателями мощностью 37-40 л. с. Большинство из них были колесными, но выпускались ограниченные опытные серии моделей на полугусеничном ходу, предназначенные для работы на «тяжелом» субстрате.

Эти тракторы выпускаются до сих пор, но уже под названием «Беларус». Новые модификации появляются регулярно, но надежность и производительность при этом не страдают.

Массовый выпуск тракторов – это практически первое, что освоила советская промышленность. И действительно, «молодому» государству было никак не обойтись без этих машин.

Они были «ответственны» за выполнение продовольственной программы. Уже первые модели значительно подняли производительность сельского хозяйства. Даже при малой мощности они неплохо справлялись с поставленными задачами.

А вам было бы интересно посидеть за рулем такого трактора?

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector