Закупали не только «Икарусы»: фотоподборка иностранных грузовиков, помогавших строить СССР, пока отечественные не справлялись

У меня под окном уже несколько недель ужасно шумит и грохочет стройка. Видеть ее уже не могу. Зато когда один мой знакомый заглянул в гости вместе с ребенком, его сыну это зрелище очень понравилось.

Мальчик буквально прилип к окну, рассматривая строительную технику. Особенно его впечатлил огромный грузовик Volvo. Ребенок стал расспрашивать нас о таких машинах.

Мы с приятелем залезли в интернет и выяснили: оказывается, импортные грузовики вполне можно было увидеть и в СССР. Причем «ассортимент» был достаточно широк.

Moreland

Первую партию иностранных грузовиков советские власти закупили на рубеже 20-30-х годов. В Союз прибыли машины из США производства компании Moreland Motor Truck.

Что заставило тех, кто отвечал за закупки, выбрать продукцию этого малоизвестного даже на родине бренда, остается загадкой до сих пор.

Грузовик Moreland с тремя осями, оснащенный шестицилиндровым двигателем, был предназначен для нужд военных. Грузоподъемность (6 тонн) делала его вполне подходящим для транспортировки артиллерийских систем.

Всего СССР приобрел примерно 4000 таких грузовиков. Большинство из них успешно «пережило» знакомство с отечественными дорогами.

«Морленды» успешно выполняли свои функции во время войны, а после Победы несколько лет подряд принимали участие в парадах.

Tatra 111

Первый опыт массовой закупки грузовиков у дружественной Чехословакии. На родине машина выпускалась в 1942-1962 годах. Первая партия «Татр» этой модели прибыла в СССР в 1948 году.

Но раньше, в 1945 году в благодарность за освобождение одного из городов солдатам Красной Армии передали 10 таких машин.

«Татра-111» – автомобиль с тремя осями, 12-цилиндровым дизельным двигателем и независимой подвеской всех колес. Его грузоподъемность – 8-8,5 тонн, мощность – 180-210 л. с.

Кабина легко опознавалась по стеклу с обратным наклоном. В СССР поставлялось несколько модификаций:

  • Tatra 111 RN (классический бортовик с лебедкой в кузове);
  • Tatra 111 S2 (самосвал с тремя открывающимися бортами);
  • Tatra 111 DC5 (усиленный карьерный самосвал).

Грузовики успешно работали на строительстве Волго-Донского канала, а также на других стройках в суровых условиях Урала, Якутии, Магадана. Всего Союзом было куплено более 8000 таких машин.

Они использовались не только как самосвалы или тягачи, но и как шасси для установки подъемных кранов, цистерн, экскаваторов.

Csepel D705

В Венгрии СССР закупал не только автобусы «Икарус», но и эти грузовики. Большая часть машин прибыла в Союз в середине 70-х.

Csepel D705 – тягач с бескапотной кабиной, рассчитанный на прицеп или полуприцеп с массой до 15 тонн. Двигатель у грузовика был достаточно мощный (125 л. с.).

Машины активно использовались на стройках, в том числе столичных.

Они «принимали участие» в сооружении некоторых спортивных объектов для Олимпиады-80.

Multicar 25

Очень забавный грузовичок из ГДР, похожий на детскую игрушку и ласково прозванный в народе «мультиком» или «муравейчиком».

Большую партию (около 20 000) таких машин советские власти закупили непосредственно перед московской Олимпиадой и передали коммунальным службам.

Это самая массовая модель предприятия, выпускавшаяся в 1978-1992 годах. Двигатель дизельный, четырехцилиндровый, мощностью 45 л. с. Кабину можно было откинуть вперед, получая доступ к нему.

Свое название грузовики полностью оправдывают – многофункциональность налицо. Их использовали для доставки грузов, полива улиц водой, посыпания дорог песком, вывоза мусора.

Машину ценили за низкую стоимость, минимальный расход топлива и надежность.

Volvo F89-32

Эти седельные тягачи были закуплены в конце 60-х, когда стало очевидно, что советские «МАЗы», используемые для перевозки импортных грузов, не соответствуют европейским экологическим стандартам.

Качество их сборки тоже оставляло желать лучшего, машины часто ломались.

На выбор «Вольво» повлияло не только нейтральное отношение шведских властей к СССР, но и обещание концерна наладить регулярные поставки запасных деталей и комплектующих, провести стажировки для советских водителей и механиков.

Пробная партия из 100 машин успешно прошла испытание советскими дорогами.

Грузовик с колесной формулой 6*4 отличался большой (30,5 тонн) грузоподъемностью и был оснащен 6-цилиндровым дизельным двигателем мощностью 330 л. с.

Но водителей «Совтрансавто» больше всего впечатлило не это, а кабина с двумя спальными местами, удобными сиденьями и отличной амортизацией, полностью герметичная.

Массовое производство грузовиков в СССР наладили в 50-60-е годы ХХ века. Но модели были по большей части однотипные.

Поэтому приходилось закупать машины и за рубежом. Постепенно в СССР «прибыло» очень много импортных грузовиков, причем выпускавшихся не только в социалистических, но и в капиталистических странах.

А вам знакома какая-нибудь из этих машин? Хотя бы внешне?

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector