Недавно, во время очередной фотосессии, поймал себя на мысли: как же теперь все просто. Нажал на кнопку – и сразу видишь, что получилось.
Вставил флэшку в компьютер или подключил к нему камеру – все снимки перед тобой. Еще раз нажал на кнопку – и можно печатать выбранные кадры.
А вот в СССР проявка и печать снимков были долгими и трудоемкими, причем фотограф до последнего не знал, что у него получится. Чтобы вы все поняли, как нам повезло, хочу описать этот процесс.
Процесс проявки
Отснятую пленку в полной темноте извлекали из кассеты, закручивали вокруг спирали внутри «бачка». Он чаще всего изготавливался из не пропускающего свет карболита.
По окончании процесса, уже не вслепую, в емкость наливали проявитель.
По истечении 8-10 минут его сливали (жидкость можно было использовать повторно), заменяя обычной водой, чтобы смыть остатки химиката.
После этого внутрь заливали фиксатор, он же закрепитель, благодаря которому изображение на свету не «сползало» с пленки.
Процесс фиксации растягивался на 15-20 минут, после чего снимки вновь промывали в воде, слив закрепитель. Пленку извлекали из бачка – и сразу становилось понятно, удался кадр или нет.
Что за реактивы и материалы использовались
Если не хотелось заморачиваться, готовый жидкий проявитель и фиксатор можно было приобрести в магазинах фототоваров.
Однако «народные умельцы» изготавливали их самостоятельно из специальных порошков, тщательно отвешивая их на аптечных или лабораторных весах.
Так получалось намного выгоднее – стоили порошки буквально копейки, обладали практически неограниченным сроком годности.
В отличие от них, готовые проявитель и фиксатор портились примерно через месяц.
Процесс печати и какое оборудование требовалось
Для того, чтобы напечатать фото, в СССР чаще всего закрывались в ванной. Вкратце алгоритм действий был таков:
- Включить в розетку фотоувеличитель, превращающий негативы диагональю 35 мм в снимки, на которых что-то можно рассмотреть без лупы. Он всегда продавался вместе с объективом, также в комплект входили красная лампа, рамка для коррекции размера снимка и композиции в кадре.
- Зажечь фонарь, налить в отдельные ванночки готовые растворы проявителя, закрепителя, жидкость для промывки. Желательно, чтобы емкости были разные, иначе их легко было перепутать.
- Положить «в шаговой доступности» сами негативы, пачку бумаги для печати фото, щипцы.
- Лист бумаги эмульсией вверх положить на поверхность увеличителя, поверх – кадрирующую рамку. Закрепить над ней негатив.
- Регулируя высоту и положение негатива с помощью кронштейна, найти желаемый масштаб и композицию снимка. Включить встроенную в увеличитель лампочку, чтобы произошла экспозиция с негатива на пленку.
- Далее действовать, как с пленкой, поочередно окуная теперь уже лист фотобумаги в проявитель, раствор для промывки, фиксатор и снова промывая.
- «Навести лоск» с помощью глянцевателя. Еще мокрые фото по одному укладывались между двумя тонкими листами металла, отполированными до зеркального блеска, и раскатывались резиновым валиком, чтобы не было «морщин». Прибор включался в сеть, листы нагревались, снимки быстро высыхали, поверхность начинала слегка блестеть.
- Обрезать края листа бумаги резаком.
Как отличался процесс проявки и печати в СССР от остального мира в те времена
Советская фотопленка продавалась не в кассетах, а в упаковках из не пропускающей свет бумаги черного цвета. Поэтому перед тем, как вставить кассету в фотоаппарат, нужно было выполнить практически «акробатический трюк».
Разрезав упаковку, из нее вынимали пленку, накрутив ее на бобину. Эту «катушку» вставляли в кассету, заряжая ее в сам аппарат. И все это – в полнейшей темноте.
Фотолюбитель был вынужден надежно запираться в ванной или проделывать все это, спрятав руки под толстым одеялом (или несколькими).
Реактивы высоким качеством не отличались. В них почти всегда попадались «крошки», иные посторонние вкрапления. Поэтому, приготовив рабочий раствор, его требовалось фильтровать.
Использовали для этого сложенную в 2-3 раза марлю или специальные бумажки из наборов «Юный химик».
Сейчас любой, кто имеет смартфон, может почувствовать себя фотографом. Но того волнения, которое ощущали те, кто снимал на пленочные фотоаппараты в СССР, проявляя и печатая снимки, нам не понять.
Советские фотолюбители ходили в ванную не только помыться, умели выполнять все необходимые операции в полной темноте или при тусклом свете красного фонаря.
А у вас есть опыт съемки на пленочные фотоаппараты или проявки, печати таких снимков? Интересно было бы попробовать?