Несколько дней назад, увидев в интернете несколько очень своеобразных картинок, я даже не понял сначала, фото это или рисунки. Оказалось, что это все же снимки, сделанные в далеком 1911 году. И что удивительно, цветные.
Их автором был талантливый петербургский химик Сергей Прокудин-Горский, разработавший собственный уникальный метод фотографирования (о нем я расскажу далее) и опубликовавший ряд посвященных ему статей.
Новаторство Прокудина-Горского получило поддержку на самом высоком государственном уровне. За счет императора он совершил путешествие по России, побывав в самых отдаленных точках империи. Результатом стали несколько тысяч снимков.
После революции автор вместе с коллекцией фотопластин выехал в Скандинавию, затем перебрался в Париж, где успешно сотрудничал с братьями Люмьер.
В конце 40-х годов, уже после его смерти большая часть работ, успешно переживших оккупацию Парижа нацистами, была куплена Рокфеллеровским фондом и передана в Библиотеку Конгресса США.
Именно там они и хранятся до сих пор. Доступ к ним был открыт только в начале XXI века.
Фото природы
Российские пейзажи для любого фотографа – совершенно неисчерпаемая тема. Можно снимать всю жизнь и ни разу не повториться.
На фоне одного из них он не удержался и запечатлел себя. Прокудин-Горский сидит на берегу реки Каролицхали в Грузии.
А это горы в окрестностях Симского завода.
Совершенно потрясающий морской закат. Есть в нем что-то от импрессионизма.
Прокудин-Горский очень много путешествовал по Уралу. Это река Чусовая.
Фото городов и деревень
До появления фотографий Прокудина-Горского российские города и деревни в цвете можно было увидеть только на картинах. А ведь художники неизбежно интерпретируют что-то по-своему. Фотограф же всегда запечатлевает объективную реальность.
Как будто воздушный монастырь на озере Селигер и ведущий к нему мост.
Собор города Можайска, очень яркий на окружающем его фоне.
Улица в деревне неподалеку от Златоуста.
А вот так сто лет назад выглядела Пермь.
Фото людей
Очень интересно взглянуть, как выглядели люди сто лет назад на четких цветных снимках, а не на черно-белых и зернистых.
Снимок бухарского эмира. Колорит просто фантастический.
Еще одно очень известное фото с тремя девушками-крестьянками.
Поездка на дрезине в сторону Петрозаводска. Сам фотограф тоже «на борту».
Просто обед на покосе. Однако снимок шедевральный. Есть сведения, что именно он всегда висел в спальне фотографа, где бы он ни жил.
Как тогда получали такие качественные снимки
Метод, созданный Сергеем Прокудиным-Горским, прост, как все гениальное. В начале ХХ века уже существовала технология фотосъемки, обеспечивавшая одинаковую цветочувствительность всего спектра.
«Ноу-хау» российского фотографа – разделение любого оттенка на три составляющие. Каждый объект или человека он фотографировал трижды – с использованием последовательно красного, зеленого и синего фильтров.
Для демонстрации получившихся черно-белых позитивов он использовал специальный диапроектор, разделенный на три секции. Каждая – с соответствующим цветом.
Все три черно-белых снимка проецировались в одно и то же время на одну и ту же часть экрана, превращаясь в одно цветное фото.
Цветные фотографии Прокудина-Горского – уникальное для своего времени достижение. Эти снимки, по сути, «фотолетопись» Российской империи, ведь автор посетил самые дальние ее уголки и привез оттуда тысячи фотопластин.
А вы смогли бы отличить эти фото от современных цветных снимков? Не принимая во внимание антураж, разумеется.