Я точно помню, что этот нашумевший снимок «засветился» на обложках нескольких музыкальных альбомов и книг. А еще припоминаю эпизод в «Хранителе времени» Мартина Скорсезе, где воссоздается вся ситуация.
Уверен, что некоторые фотографии, независимо от того, когда они были сделаны, становятся как бы «явлением в культуре». Так произошло и со снимком железнодорожной аварии на вокзале Монпарнас еще в конце XIX века.
Я решил выяснить, что же, собственно, тогда случилось.
То самое фото, что там произошло
События происходили 22 октября 1895 года. Пострадал поезд №56, регулярно совершавший рейсы из Гранвиля в Париж. В тот день он тоже отправился в путь, взяв на борт 131 пассажира.
Это был стандартный для того времени паровой локомотив. К нему было прицеплено 12 вагонов – 8 пассажирских, 3 для багажа и один – для почты.
Когда до вокзала Монпарнас оставалось уже немного, машинист понял, что рейс слегка запаздывает, и решил ускориться несмотря на что, что существовало строгое предписание относительно применения тормозов на уклонах.
Причем на недостаток опыта его решение списать никак нельзя – к тому времени Гийом-Мари Пелерен мог похвастаться почти 20-летним стажем работы на железной дороге.
Это ускорение вкупе с уклоном дороги увеличило скорость на подходе к вокзалу примерно до 50-60 км/ч. По меркам своего времени поезд просто летел.
Осознав ошибку, машинист применил систему экстренного торможения – так называемый пневматический тормоз Вестингауза. Но он внезапно не сработал.
Тут уже и начальник поезда Альбер Мариетт понял, что что-то не так, и попытался задействовать ручной тормоз. Но опоздал. В результате набранная скорость «помогла» локомотиву снести упор на рельсах.
Инерция пронесла его по перрону примерно на 30 м, уже без рельсов. Ее хватило еще и на то, чтобы пробить стену здания вокзала (кирпич, примерно 60 см в толщину).
И те, кто в тот момент проходил по парижской Рю де Ренн, с изумлением наблюдали, как локомотив вывалился на улицу. Пассажирские вагоны, в процессе отцепившись от него, остались на перроне.
Последствия крушения
Кажется, что такие события всегда ведут к большим потерям. Но этот случай, к счастью, исключение.
Из тех, кто ехал в поезде, шишки, синяки и ссадины получили три члена паровозной бригады (два кондуктора и пожарный) и двое пассажиров. Остальные были целы и невредимы.
Но жизнь одной женщины поезд все же унес – она находилась в газетном киоске на той улице, куда рухнул локомотив.
Причем Мари-Огюстен Агилар не должно было там быть – но она согласилась подменить супруга, который ушел за новой порцией вечерних газет. Позднее он признавался в прессе, что жена, скорее всего, вязала и даже не поняла, что произошло.
Железнодорожная компания, признав свою вину в инциденте, взяла на себя все расходы.
Что стало с поездом и зданием потом
Жители Парижа могли любоваться на необычную «инсталляцию» еще 4 дня.
Пресса, разумеется, воспользовалась случаем сполна, снимая поезд со всех ракурсов. Как вам селфи столетней давности?
Сначала поезд пытались вытащить наружу, «подключив» 14 лошадей. Но такого количества «лошадиных сил» в упряжке не хватило, чтобы сдвинуть его с места.
Пришлось использовать лебедку. С ее помощью коллективные усилия бригады из 10 человек увенчались успехом. Локомотив, кстати, пострадал минимально, а оставшиеся на перроне вагоны и вовсе были целы.
Реставрация здания вокзала тянулась очень долго.
В конце концов, власти, недовольные постоянными проволочками, в 1967 году приняли решение полностью снести его. Сейчас вокзал Монпарнас полностью перестроен.
Реплика крушения в музее в Бразилии
В Бразилии в городе Канела есть очень интересный тематический парк, посвященный всему, что работает на пару. Там есть водяная мельница, гидроэлектростанция и, разумеется, миниатюрная железная дорога с копиями моделей поездов разных эпох.
Вход в парк Mundo a Vapor – здание, напоминающее стилизованный вокзал. И из окна его фасада «падает» тот самый поезд.
Такой своеобразной репликой создатели напоминают посетителям об одном из самых известных инцидентах на железной дороге.
Фото локомотива, «вывалившегося» со второго этажа здания вокзала, действительно, выглядит очень эффектно и запоминается надолго. Возможно, именно в этом причина его популярности.
А вы раньше видели эти фото?