Фотошоп или нет? Начитался всякого об этой удивительной фотографии. Одни кричат, что пилота нагло «прифотошопили» к самолету современные умельцы, другие копают глубже и приводят исторические факты об этом полете.
Так давайте расставим точки. И разберемся в этой истории.
То самое фото, кто этот человек
Мерле Ларсон – пилот, прошедший Вторую Мировую войну на самолете модели В-24J «Liberator». На фронт он отправился в 25-летнем возрасте. Вскоре после окончания войны летчик принял участие в одном из очень популярных в то время авиашоу.
Он поднялся с калифорнийского аэродрома Buchanan-Field (Бьюкенен-Филд) 10 ноября 1946 года для выполнения нескольких «стандартных» трюков и фигур высшего пилотажа в воздухе.
Ларсон пилотировал самолет модели Piper J-3 Cub.
Знаменитое фото из серии «не пытайтесь повторить это самостоятельно» сделано профессиональным фотографом по имени Уильям Ларкинс. Он случайно оказался в числе зрителей на шоу.
Историческое фото.
Что произошло с самолетом, как Ларсон отважился выйти из кабины во время полета
Когда Мерле Ларсон находился в воздухе, мотор самолета внезапно заглох, пропеллер начал крутиться медленнее, самолет – постепенно терять скорость и высоту.
В дальнейшем те, кто спорил о подлинности фото, выяснили, что для модели Piper J-3 Cub – это не очень распространенная, но типичная проблема.
Это подтверждает аналогичный случай с пилотом по имени Дейл де Клерк, произошедший относительно недавно. Некоторые самолеты Piper J-3 Cub до сих пор на ходу, и любители «ретро-авиации» до сих пор ими пользуются.
Когда де Клерк с товарищем поднялись в воздух на этом самолете, с ними случилось то же самое, что и с Мерле Ларсоном. Пилот был вынужден повторить подвиг ветерана Второй Мировой.
Мотор благополучно заработал, и они добрались до пункта назначения.
То же самое, но в цвете. Колоризация совсем недавняя.
Дело в том, что конструкция самолета вообще и мотора в частности чрезвычайно примитивная. Электрики в нем минимум, а стартера нет вообще.
Поэтому у Ларсона оставалась возможность вновь раскрутить пропеллер вручную. Примерно то же самое делают те, кто пытается завести машину «с толкача».
Единственное, что требовалось от пилота, – покинуть кабину. Он на это решился, и вскоре самолет благополучно приземлился.
Уже оказавшись на земле, Ларсон успокаивал очевидцев, утверждая, что выполненный им «трюк» бы совершенно безопасен: самолет никак не мог рухнуть, а он сам надежно и очень крепко держался рукой и цеплялся ногой, поэтому его падение тоже было невозможно.
А как самолет не упал тогда
С того ракурса, с которого сделано фото, этого не видно. Но эффектный «выход» у Мерле Ларсона не получился бы, если бы в самолете с ним не было второго пилота.
Именно Глэдис Дэвис, оставаясь на заднем сиденье, пока Ларсон находился снаружи кабины, удерживал самолет в требуемом положении, заставляя его лететь прямо на более-менее постоянной скорости, не давая «клюнуть носом» вниз и уйти в пике.
К сожалению, никаких «лавров», в отличие от Мерле Ларсона, ему не досталось. Нередко о том, что он тоже находился в этом самолете, вообще не упоминают.
А на таком самолете Ларсон прошел войну.
Что стало с Ларсоном потом, чем живет сейчас
После памятного инцидента в авиашоу Мерле Ларсон не задержался. Известность, «свалившаяся» на него, благодаря историческому снимку, помогла ему открыть компанию Larson Aero Development.
Одно из основных ее достижений – легкий самолет Duster D-1, созданный для нужд сельского хозяйства.
Ларсон отошел от руководства компанией и от дел вообще в преклонном возрасте. Тем не менее он до сих пор жив. Два года назад, в 2018-м, бывший пилот отметил столетний юбилей.
Одна и последних опубликованных фотографий Ларсона.
Так что вопреки распространенному мнению, фотография пилота, «на ходу» покинувшего кабину самолета, чтобы вновь завести заклинивший пропеллер, – подлинная.
Правда, у меня почему-то не создается впечатления, что этот «трюк», проделанный Ларсоном, был безопасным. А вы как думаете, рисковал пилот жизнью или нет?