Ребенок моего друга после начала нового учебного года регулярно жалуется на питание в школе. Интересно, это пацаненок такой привередливый, или все же в наших школах готовят невкусно? Не знаю… Я, например, школьную еду любил.
А как с этим обстояли дела в СССР? Проведя «соцопрос» среди старших родственников и их друзей, я выяснил, что для большинства из них еда в детском саду и школе – одно из самых неприятных воспоминаний из детства.
Причем эти воспоминания не поблекли до сих пор, многие охотно делились впечатлениями на эту тему. Далее я хочу суммировать услышанное.
Напитки
Запивать еду советским школьникам приходилось чаем, молоком, какао или компотом. Звучит вроде бы нормально. Если не учитывать того, что чай заваривался в громадных чанах и разливался по стаканам половником.
Пару раз я даже услышал, что чайных листьев в этой жидкости, сильно отдающей веником, практически не было. А для получения необходимого оттенка в кастрюлю насыпали соду и какие-то другие, еще менее съедобные ингредиенты.
Компоты варили из сухофруктов, по той же технологии, что и чай. Причем мыть «сырье» перед закладкой в кастрюлю повара и не думали.
В процессе варки сухофрукты разваривались в склизкую массу совершенно непищевого цвета, а на поверхности стакана плавал всевозможный мусор.
К молоку и какао обязательно «прилагались» пенки. Причем создавалось впечатление, что повара специально разливали напитки так, чтобы эти пенки обязательно попали в каждый стакан.
Кисель из советских столовых даже трудно назвать напитком. Это был студень, зеленоватый или разных оттенков коричневого. Пить его было невозможно – «жидкость» просто не получалось вытряхнуть из стакана.
«Производство» и «дегустация» напитков.
Первые блюда
Если составлять рейтинг самых ужасных супов из советских столовых, лидировать в нем будет рассольник. В бульоне плавала практически сырая перловка, о которую легко можно было сломать зубы.
Оригинальности вкусу добавляли разваренные в кашу соленые огурцы, которых повара никогда не жалели.
О щах тоже многие вспоминают с содроганием. Есть этот суп было практически невозможно, настолько кислым он был. Бульон был куриным, поэтому в тарелки периодически попадали целые птичьи головы и лапы.
Своеобразный «аромат» мокрой тряпки тоже не добавлял аппетитности.
Рыбные супы готовили исключительно из консервов. Брали те, что подешевле, например, кильку в томате. Из тарелок на детей смотрели грустные рыбьи глаза.
Молочный суп готовили в двух разных вариантах. Сладкий подавали на завтрак как самостоятельное блюдо, соленый – на обед как первое. Неизменным «наполнителем» были макаронные изделия неопределенно-серого цвета.
Нередко в супе плавало что-то еще, совершенно не пригодное для идентификации.
Вторые блюда
На второе дети нередко получали кашу. В советских столовых она, кажется, состояла из одних комочков и регулярно пригорала. К тому же по тарелкам ее раскладывали заранее, и на столы каша попадала уже совсем остывшей.
Не добавлял аппетитности и плавающий на поверхности частично растопленный маргарин.
Перловку нередко использовали как гарнир для тефтелей или печени в томатном соусе. При взгляде на тарелку у детей постоянно возникали догадки относительно того, что это уже кто-то ел один раз. Запах тоже был очень специфическим.
Очень слабо верится, что подаваемые омлеты готовили из яиц. Во-первых, смущал зеленоватый или коричневатый цвет, во-вторых – консистенция. Они были как будто резиновыми. Отделить кусок вилкой было довольно сложно.
Столовские котлеты некоторым даже нравились. Но хлеба в них было гораздо больше, чем мяса. На гарнир подавались сероватые макароны или водянистое картофельное пюре того же оттенка.
О том, что такое al dente, советские повара точно не слышали, поэтому макароны слипались в единый «монолит».
А что было на десерт
Многие школьники из всего, что подавалось в школьных столовых, ели только десерты. Выпечка там была вполне съедобной, часто даже вкусной. Детям давали:
- сдобные булочки с сахарной посыпкой или сладкой крошкой сверху (гораздо реже – с корицей или с маком);
- коржики из песочного теста с глазурью (так называемые пряники «березка»);
- песочные же турбинки с повидлом или крендели с сахаром;
- пирожки из дрожжевого теста со свежими яблоками или с повидлом;
- сметанники.
Выглядело это достаточно неплохо:
Приятной на вкус была и творожная запеканка. Тем более что сверху ее слегка поливали сгущенкой или сметаной.
Ситуация с питанием в советских школах была парадоксальной. С одной стороны, государство уделяло этому вопросу большое внимание, разрабатывало специальное меню при участии диетологов.
С другой – далеко не все продукты были высококачественными, а повара не всегда следовали технологии приготовления блюд.
Имели место и регулярные кражи продуктов. Поэтому «на выходе», несмотря на официальные рекомендации, получалось нечто неудобоваримое.
А вы что можете сказать о том, как кормили детей в школах в Союзе?