Как выглядели 4 культовых грузовика, которые построили СССР в 1920-1950-х

Недавно на расстоянии 3-4 метров от меня проехал грузовик ранних советских времен ГАЗ-АА. К моему удивлению, автомобиль был не только на ходу, но и выглядел как новенький.

Откуда я узнал эту модель? Да просто немного интересуюсь ретротехникой. Так что до сих пор работающий автомобиль, который начали выпускать около 90 лет назад, не смог не поразить меня.

Да, в советское время машиностроительная отрасль была на высоте и производила действительно надежные и долговечные машины!

Примером тому могут служить культовые грузовики, которые были символом и гордостью страны. Вспомним самые известные модели 1920-1950-х годов.

АМО-Ф-15

Внешний вид и комплектацию грузовик АМО-Ф-15, выпущенный впервые в 1924 году, позаимствовал у собрата итальянского завода «Фиат» (FIAT 15 Ter). Конечно, отечественная машина выглядела более угловато, но тоже очень стильно.

Над созданием грузовика трудился конструктор Владимир Иванович Ципулин, которому также помогали другие сотрудники завода АМО − Макаровский, Важинский, Герман, Страканов.

В работе они использовали чертежи итальянских коллег − 163 шт. А 513 чертежей было сделано уже на отечественном заводе. Также для наглядности советские инженеры имели в своем распоряжении автомобиль из Италии – тот самый FIAT.

Отреставрированный АМО-Ф-15.

Мощность грузовика составляла 35 лошадиных сил, что позволяло двигаться со скоростью до 42 км/час. Немного, но для советских времен это были вполне приличные технические характеристики.

Грузоподъемность авто достигала полутора тонн. Производство грузовика слишком дорого обходилось государству − итальянский аналог можно было купить вдвое дешевле. Поэтому через 7 лет выпуск АМО-Ф-15 был прекращен.

А так выглядел грузовик в 1920-е годы.

Макет АМО-Ф-15, который хранится в музее автозавода ЗИЛ.

ГАЗ-АА

Предшественником грузовика ГАЗ-АА или, как его называют в народе, «полуторки» стал автомобиль американской марки Ford Model АА. Первое отечественное авто сошло с конвейера в 1932 году.

Грузоподъемность, как и у АМО-Ф-15, достигала полутора тонн (отсюда и название «полуторка»). Однако автомобиль без проблем выдерживал перегруз даже в 2 раза.

Создавался грузовик инженерами Горьковского автомобильного завода под руководством генерального конструктора Андрея Александровича Липгарта.

На ГАЗ были выпущены чертежи, в соответствии с которыми ГАЗ-АА, в отличие от своего американского прототипа, был оборудован воздушными фильтрами, усиленным рулевым механизмом и картером сцепления.

Спустя 2 года с начала производства деревянную кабину вытеснила металлическая.

Грузовик ГАЗ-АА одного из первых выпусков.

ГАЗ-АА был настоящей рабочей лошадкой военного времени. Его максимальная скорость была невелика − в пределах 50 км/ч. Объем двигателя составлял 42 лошадиные силы.

Зато автомобиль обладал превосходной проходимостью.

Памятник легендарному ГАЗ-АА в Нижнем Новгороде.

ЗИС-5

Во время ВОВ одним из самых ходовых грузовиков стал ЗИС-5. Благодаря своей грузоподъемности − 3 тонны автомобиль получил прозвище «трехтонка».

Выпускался грузовик на Московском автозаводе им. Сталина с 1933 по 1948 годы под руководством директора Ивана Алексеевича Лихачева, у которого был опыт знакомства с немецкими и американскими производителями авто.

Предшественник ЗИСа − АМО-2 − производился из зарубежных деталей. С 1931 г. на МАЗе было налажено собственное производство материалов.

Новые автомобили стали более мощными и надежными, и впоследствии получили название ЗИС-5. В дальнейшем грузовик получил множество модификаций (более 30).

Памятник ЗИС-5 в Самаре.

В военный период комплектация грузовика заметно упростилась. Это было связано с тем, что в тяжелых фронтовых условиях количество поставленной техники было гораздо важнее, чем установка в автомобили дополнительного оборудования.

ЗИС-5 в военное время.

ГАЗ-51

В 1946 году в СССР стартовало серийное производство культового грузовика ГАЗ-51. Над его созданием трудился ведущий конструктор Горьковского автозавода Александр Дмитриевич Просвирин.

В основе его работы лежала идея о создании надежного и простого в управлении грузовика. Особенности конструкции ГАЗ-51 активно использовались и на других автомобильных заводах.

Массовое распространение автомобиль получил в 1950-х годах. Всего в советское время было выпущено около 3,5 млн машин.

Мощность авто составляла 70 лошадиных сил, поэтому ГАЗ-51 без проблем разгонялся до 70 км/ч. Грузоподъемность также была внушительной − до 2,5 тонн.

На основе советских разработок автомобиль начали выпускать в Польше, Китае и Северной Корее. Также в 1940-1950-х годах грузовик активно экспортировался в ГДР, Венгрию, Финляндию, развивающиеся азиатские и африканские государства.

Грузовики ГАЗ-51 по сей день участвуют в военных парадах.

Надпись на капоте ГАЗ-51 первых годов выпуска.

Как ни странно, некоторые из перечисленных грузовиков 1920-1950-х годов можно встретить и сейчас на ходу, причем в очень хорошем техническом состоянии (наверное, коллекционеры стараются).

Вот бы прокатиться хоть на одном из них. Может кому-то из вас представилась такая возможность? Поделитесь впечатлениями!

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector