До сих пор иногда жалею, что полное отсутствие музыкального слуха не позволило мне выучиться играть на каком-нибудь инструменте.
В этом вопросе со мной солидарна и мама, регулярно вспоминающая, что в детстве очень хотела освоить фортепиано. Ей помешало как отсутствие поблизости хорошей музыкальной школы, так и необходимость приобрести собственный инструмент.
И я заинтересовался: а как, собственно, было дело с производством музыкальных инструментов в СССР? Можно ли было купить хоть что-нибудь? И каким было качество?
Гитары
Первые отечественные гитары в СССР появились в середине 60-х. Производство было организовано в Ленинграде, на заводе имени Луначарского. Ассортимент был очень ограниченным – всего две серии («Аккорд» и «Тоника»).
Цена около 180 рублей – это больше месячной зарплаты среднестатистического советского гражданина.
Одна из первых электрогитар «Тоника».
Позднее там же освоили производство и других электро- и бас-гитар (серии «Мария» и «Бас»). Они выпускались еще в нескольких городах – Свердловске («Урал»), Ростове («Аэлита»), Орджоникидзе (сильно отличавшаяся от оригинала версия «Тоники»).
Гитара «Бас» с популярной окраской корпуса «sunburst».
Знаете, как «опознавали» производителей советских гитар? По характерному дизайну. В Свердловске на гриф наносили точки, в Ростове всегда делали кайму по краю накладки на деке, в Орджоникидзе – украшали изображением медведя.
Гитара «Аэлита».
Лучшие по качеству инструменты производили в Москве на Экспериментальной фабрике имени Советской армии. Но серийно выпускались только три модели:
- бас «Роден»;
- стил-гитара с металлическими струнами тщательно просчитанной толщины;
- «Элгава» («гибрид» электро- и стил-гитары).
Баяны
Пришлось немного покопаться в сети, но я выяснил, что большую часть советских баянов производили в Кирове (Фабрика музыкальных инструментов в Ганино).
Ассортимент ее продукции был достаточно широк – и баяны, и гармони, и аккордеоны, и электроаккордеоны. Также популярны у «пользователей» были тульские баяны.
Даже в лучшие годы продуктивность фабрики в Ганино была ограниченной – максимум 5000 баянов в месяц.
Это одна из наиболее популярных ее моделей – «Кировский-3».
Баянами «на любителя» (нашел и положительные, и отрицательные отзывы) были инструменты, производившиеся в Москве, Вологде и Ленинграде:
- «Восток»;
- «Москва»;
- «Огонек»;
- «Рубин»;
- «Тембр»;
- «Школьник».
Пианино
Думаю, не ошибусь, если назову пианино одним из наиболее популярных инструментов в советских музыкальных школах. Детей обучали, естественно, на моделях отечественного производства:
- «Заря». Сборка осуществлялась на фабрике с тем же названием с середины 50-х годов. Детали поставлялись из Ленинграда и с нескольких украинских заводов. Наибольшую популярность получила модернизированная модель, которая производилась в 70-х. Это пианино было существенно легче «оригинала» (почти на 100 кг) и меньше по габаритам (1,5 м в ширину и 1,2 м в высоту). При желании его можно было разместить даже в советской хрущевке.
- «Лира». Первые модели на ленинградской фабрике с аналогичным наименованием стали выпускаться в 70-х. Качество деталей и сборки, по сравнению с прочими советскими музыкальными инструментами, было достаточно высоким. Это единственный из советских брендов, успешно «доживших» до наших дней.
- «Красный октябрь». Модель производства фабрики «Беккер» (Москва), которая была основана еще до революции. Серийный выпуск пианино начался в 1950 году, в 1958 году оно было отмечено Гран-При брюссельской Всемирной промышленной выставки. Но вскоре качество инструментов и их звучания резко ухудшилось.
- «Кузбасс». Инструменты под таким названием выпускались на фабриках «Беккер», «Лира», «Музремонт» (Кемерово). Производство началось с середины 50-х годов, окончательно наладилось с 60-х. Всего ежегодно выпускалось около 700 пианино под этой маркой.
Скрипки
А что насчет скрипок? Их массовое производство было налажено в СССР в 60-х годах прошлого века. Весь Союз обеспечивали две фабрики – в Москве (для этих целей было переоборудовано предприятие, выпускавшее раньше гитары) и Одессе.
Производство скрипок в Одессе.
Качество сборки в столице было существенно выше. То же «пользователи» говорили и о звучании московских скрипок. В принципе, это объяснимо. Для инструментов использовались особая «резонансная» ель из Костромской области и волнистый клен из Закарпатья.
Кстати, меня звучание скрипки до сих пор немного раздражает. Может, я слышал только инструменты из «неправильного» дерева? Напишите в комментариях, кто разбирается, действительно ли материал так важен?
Советские скрипки продавались примерно в такой комплектации.
Если верить статьям в советской прессе, каждую скрипку «прослушивали» специально приглашенные профессора Московской государственной консерватории. Когда звучание инструмента их не удовлетворяло, он отправлялся в брак.
Прошедшая проверку скрипка производства московской фабрики.
В целом качество советских музыкальных инструментов, если верить воспоминаниям тех, кому довелось на них играть, колебалось где-то между «средним» и «неплохим».
Но кое-что было и откровенно «ужасным». В принципе, это неудивительно. Производство было массовым, налаживать его пришлось методом проб и ошибок.
А вам приходилось играть на каком-нибудь музыкальном инструменте производства СССР?