Я уже не раз делал разные подборки фото, ТОПы, рейтинги. Понимаю, что они неизбежно субъективны. Так что я привык к критике за свое мнение и вкусы.
Но все же решил рискнуть опубликовать список и наиболее известных советских фотографов, чьи работы когда-то произвели на меня глубокое впечатление. Ну и самые знаменитые кадры, сделанные ими.
Евгений Халдей
Могу смело утверждать: хотя бы одно фото Халдея видел каждый. Будучи корреспондентом «Фотохроники ТАСС», он прошел всю Великую Отечественную войну, сделав своей неизменной Leica III, снимки, которые широко тиражировали советские и мировые СМИ.
Символично, что две наиболее значимые его работы сделаны в первый день войны и в день ее символического окончания.
Халдей был фотокорреспондентом на совещании глав МИД в Париже, конференции в Потсдаме, снимал подписание акта капитуляции нацистской Германии, парад Победы в Москве.
Его фото были официально приняты в число вещественных доказательств в Нюрнберге.
Халдей в полной мере осознавал историческую важность своих фото. Поэтому, если была возможность, делал постановочные кадры.
В их числе – тот самый снимок, где советские солдаты водружают знамя над рейхстагом. Тем не менее никакого «передергивания» фактов в его работах нет – только ответственность и основательность.
Вскоре после войны Халдея уволили под предлогом недостатка образования. Были и обвинения в «отсутствии политической грамотности».
Но он не прекратил работать, снимая «для себя» вернувшихся с фронта солдат в непривычных им «декорациях» мирной жизни. После ухода Сталина фотограф возобновил сотрудничество с газетой «Правда».
Заслуги Халдея признаны на международном уровне. В 1995 году он получил почетнейшую награду для любого деятеля искусства – «Рыцарь ордена искусств и культуры».
Моисей Наппельбаум
Это, пожалуй, лучший в истории СССР автор фотопортретов. В своей студии Наппельбаум для каждого находил единственно верное композиционное решение, выставлял свет, очень умело концентрируя все внимание зрителя на «модели».
Именно он являлся автором абсолютного большинства официальных фото советских вождей. Его «услугами» не единожды воспользовался даже Ленин (а потом и Сталин), что, безусловно, способствовало росту успеха и популярности Наппельбаума у элиты партии.
В 1919 году не без поддержки Якова Свердлова он организовал при ВЦИК первое «государственное» фотоателье. Пик его карьеры приходится на 20-30-е годы – это портреты артистов, писателей, ученых.
Однако в период сталинских репрессий фотограф был лишен избирательных прав и выслан из Москвы. Добиться отмены этого статуса ему стоило невероятных усилий.
До конца жизни Наппельбаум работал в обычном советском фотоателье.
Василий Сокорнов
Автор фото пейзажей, широко тиражировавшихся на советских почтовых открытках. Сокорнов – художник по образованию, и это сразу заметно на его снимках.
На большинстве фотографий запечатлены виды Крыма – именно там он прожил практически всю жизнь. Из-за проблем с легкими он был вынужден переехать из Санкт-Петербурга в местность с более подходящим климатом.
Первую серию его фото приобрел князь Феликс Юсупов. Они были удостоены награды на Всемирной универсальной выставке (Париж, 1900 год). После этого Сокорнов стал известен не только в Крыму и начал получать заказы на работы.
Его фотоателье, несмотря на смену режима, проработало до 1927 года. После его закрытия Сокорнов стал сотрудником «Крымиздата».
Вследствие сокращения срока авторских прав и распоряжения о принудительной продаже фотографий государству это издательство вскоре банально присвоило большинство работ фотографа.
В годы войны он специализировался на фото советских солдат и офицеров, направляемых в Крым на реабилитацию.
Георгий Пинхасов
Уже сам факт того, что он был единственным гражданином СССР, принятым агентством Magnum Photo сначала как ассоциативный, а вскоре – и как полноправный член, говорит сам за себя.
Пинхасова заслуженно считают мастером жанров документальной фотографии и репортажных «уличных» съемок. Коллеги неизменно отмечают его умение «владеть» композицией, светом и цветом.
Карьеру фотографа Пинхасов начал, окончив ВГИК. Он много снимал для «Мосфильма», работал и как независимый фотограф. Например, именно ему Андрей Тарковский предложил сделать репортаж о съемках своего «Сталкера».
В 1985 году Пинхасов переехал на родину своей супруги – в Париж. «Пропуском» в Magnum Photo стали снимки из серии «Тбилисские бани». Фотограф до сих пор успешно сотрудничает с журналами Geo, Actuel, New York Times.
Рынок в Узбекистане.
Валерий Плотников
Если в СССР и был фотограф, снимавший, как бы сейчас сказали, «гламур», им, безусловно, являлся Плотников, также известный под псевдонимом «Валерий Петербургский».
Редкий выпуск советских журналов обходился без его авторских работ. В числе его «моделей – Лиля Брик, Клара Лучко, Владимир Высоцкий и Марина Влади, Анастасия Вертинская, Алла Пугачева.
Работал Плотников «по специальности», окончив сначала Художественную школу при Академии Художеств, а затем – ВГИК. После этого сразу же занялся портретной съемкой.
В 1976 году в Ленинграде с успехом прошла его первая персональная выставка. Плотников работает до сих пор, фотографируя в своей мастерской не только российских, но и мировых знаменитостей.
Даже поверхностный взгляд на снимки известных советских фотографов позволяет понять: в СССР жили и работали настоящие мастера своего дела.
Многие из них были новаторами, разрабатывая собственные уникальные приемы съемки, построения композиции, создавая свой неповторимый стиль. Некоторые кадры по «культовости» не уступают тем, что делали их зарубежные коллеги.
А у вас есть другие кандидаты в этот список?