2000-5000 рублей в час, снимая и монтируя кино: сколько зарабатывают операторы и монтажеры в месяц

Несколько раз мне доводилось бывать на съемочной площадке и потом наблюдать, что происходит с отснятым материалом, как он превращается в фильм.

Поэтому я могу объективно оценить вклад оператора и монтажера в «готовый продукт». При этом их гонорары в разы меньше, чем у ведущих актеров и режиссеров. О зарплатах специалистов этих профессий я и хочу рассказать.

Какие зарплаты в РФ у монтажеров и операторов в среднем

Операторы и монтажеры, работающие на телевидении, зарабатывают 40000-70000 рублей ежемесячно. Конкретная сумма зависит от региона, стажа и опыта работы, многих других факторов. В кино ставка немного выше – 70000-100000 рублей.

При этом существующая в России Гильдия режиссеров монтажа считает эти расценки заниженными.

Справедливая оплата труда, по мнению этой организации – около 2000 рублей за час (в месяц выходит примерно 150000 рублей). И это для начинающего специалиста.

Профессионалы со стажем, сделавшие себе имя, должны ежемесячно зарабатывать 500000-600000 рублей. Причем независимо от того, где работает монтажер или оператор: на телевидении или в кино.

Операторов, снимавших культовые фильмы, в отличие от актеров и режиссеров, практически никто не знает в лицо.

Какие зарплаты в РФ на съемках самого кассового кино

«Справедливую», по мнению Гильдии, зарплату абсолютное большинство операторов и монтажеров в России очень редко получают даже на съемках самого кассового кино, не говоря уже о малобюждетных фильмах.

Специалисты, работающие в киноиндустрии 10 лет и более, если их имя не является «брендом», зарабатывают от трети до половины «рекомендованной» суммы.

Полноценный режиссер монтажа и оператор за свою работу получают примерно 250000 в месяц. Отвечающий за первоначальную сборку материала – 150000 рублей.

И работать при этом придется по 12-14 часов в день с единственным выходным в неделю.

Мало кто над этим задумывается, но работать монтажерам приходится на износ.

Более реальная ставка для монтажеров и операторов в кассовом кино – 100000-110000 рублей. Это подтверждают, например, Мария Сергиенкова, участвовавшая в съемках «Брестской крепости» и Ольга Гриншпун, занимавшаяся монтажом в «Водителе для Веры».

Сколько зарабатывают топовые операторы и монтажеры в РФ

Только топовым операторам и режиссерам монтажа удается подняться до поставленной Гильдией планки.

Их ежемесячная зарплата в отдельных проектах как раз соответствует «затребованным» 500000-600000 тысячам. Но таких специалистов в России очень немного. Их наберется едва ли с десяток.

В список можно включить:

  • Шандора Беркеши со средней зарплатой 250000-300000 рублей;
  • Сергея Астахова с примерно таким же заработком;
  • Максима Осадчего, общий капитал которого оценивается в $900000;
  • Романа Васьянова, ставка которого – $800 в час;
  • Михаила Кричмана, за свою карьеру сколотившего состояние $1800000.
Один из наиболее востребованных российских операторов Шандор Беркеши

Каков их карьерный путь

Карьерный путь у российских операторов и режиссеров монтажа нередко бывает извилистым:

  • Шандор Беркеши начинал как фотограф, затем перешел на документальные и короткометражные фильмы. Один из них и принес ему первую награду «Кинотавра». Сейчас он успешно сотрудничает с Борисом Хлебниковым.
  • Максим Осадчий в крайне тяжелые для российского кинематографа 90-е снимал музыкальные клипы и рекламные ролики. Известность к нему пришла в 2000-х, после работы над фильмами «Девятая рота», «Жара», «Сталинград».
  • Роман Васьянов начал карьеру с работы помощником оператора культового сериала «Бригада». Далее последовала работа в тоже успешном фильме «Охота на пиранью». Его операторская работа отмечена наградой фестиваля «Кинотавр».
  • Михаил Кричман давно и успешно сотрудничает с путешественником Леонидом Кругловым, снимая документальные фильмы. Наиболее известная его работа – «Левиафан».
  • Сергей Астахов и режиссер Алексей Балабанов (ныне покойный) – это почти неразлучный и очень успешный творческий тандем. В число их совместных работ входят фильмы «Брат», «Брат-2», «Анна Каренина», «Война», сериал «Граница. Таежный роман».
  • Сергей Трофимов – это не только автор двух с лишним сотен рекламных роликов, но и оператор, постоянно работающий с Тимуром Бекмамбетовым и периодически – с Сергеем Бодровым-старшим.
  • Иван Лебедев, один из лучших российских монтажеров, по образованию музыкант. Его карьера в кино началась с работой над «Жидким небом» Славы Цукермана. А далее были такие культовые фильмы, как, например, «Бумер» Петра Буслова и «Простые вещи» Алексея Попогребского.
Сергей Астахов и Алексей Балабанов на съемках «Брата-2».

Никто не будет спорить, что вклад монтажеров и операторов в то, каким в итоге получается фильм, очень значителен. Но в материальном плане их труд в России оценивается заметно ниже, чем, например, работа режиссера.

О «неуважении» к профессии косвенно свидетельствует и тот факт, что многие российские премии просто не предусматривают отдельных наград за монтаж и операторскую работу.

Хотя, разумеется, и здесь есть свои «звезды», но это, скорее, исключение из правил.

А вы как оцениваете роль монтажеров и операторов в создании фильма? Справедлива ли оплата их труда?

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector